Использование РРО с 1 августа 2020 г.

Как предпринимателям использовать РРО с 1 августа

РРО и 1-я группа ЕН

Сразу отметим — ФЛП 1-й группы ЕН сейчас и в будущем не обязаны использовать РРО.

Эти предприниматели торгуют на рынках и предоставляют бытовые услуги населению, перечень видов деятельности для них ограничен.

1-я группа единого налога

1 августа 2020 года обновится изложение п. 296.10 НКУ, согласно которому 1-я группа сможет работать без РРО без каких-либо условий, вроде торговли технически сложными бытовыми товарами (полный список в Постановлении Кабмина № 231), подлежащими гарантийному ремонту / лекарственными средствами и изделиями медназначения.

РРО у 2–4-й групп

Сейчас и до 1 января 2021 года, ФЛП 2–4-й групп не используют РРО, если доход до 1 млн грн.

ФЛП на едином налоге: лимит в 1 млн грн и РРО

Вне зависимости от лимита в 1 млн обязаны использовать РРО сейчас:

  • продавцы технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;
  • ФЛП, которые продают лекарства и медизделия;
  • единщики, которые торгуют подакцизными товарами.

До введения карантина из-за коронавируса планировалось, что с 19.04.2020 г. использовать РРО обязаны будут предприниматели, которые оказывают платные услуги в сфере здравоохранения, без привязки к лимиту в 1 млн грн. Но потом введение сценария «РРО для всех» перенесли и даты сместились.

С 1 января 2021 года РРО обязаны использовать:

  1. продавцы товаров и услуг через интернет;
  2. продавцы ювелирных и бытовых изделий из драгметаллов и камней, драгкамней органогенного образования и полудрагоценных камней. Напомним, единщикам запрещено торговать ювелирными изделиями. Запрещённые КВЭДы: 07.29, 24.41, 46.72. На 2-й группе полностью под запретом КВЭДы: 32.1246.72 (п. 4 пп. 291.5.1 НКУ);
  3. торговцы б/у вещами в магазинах (работа по коду КВЭД 47.79);
  4. те, кто занимается бизнесом по обеспечению блюдами и напитками (это рестораны, услуги питания, поставка готовых блюд, обслуживание напитками, деятельность в сфере общепита), если это иная деятельность, чем определённая п. 11 ст. 9 ЗУ «Об РРО»;
  5. работающие в сфере туруслуг: турагентства и туроператоры, услуги бронирования и связанная с этим деятельность; деятельность гостиниц и подобных средств временного размещения;
  6. те, кто занимается продажей деталей и принадлежностей для авто, при продаже которых применение РРО и/или программных РРО обязательно в соответствии с перечнем, который утверждает КМУ.

С 1 апреля 2021 года все предприниматели-единщики, кроме 1-й группы, обязаны будут использовать РРО.

РРО: кому использовать и как регистрировать

ФЛП работает только с безналом: РРО не нужен

Пока позиция налоговой не менялась: предприниматели, которые используют исключительно безналичные расчёты, не обязаны использовать РРО. Даже если превысили лимит в 1 млн грн.

Безналичными, в понимании налоговой, считаются оплаты без использования платёжных карт, когда:

  • Деньги с расчётного счёта покупателя переводятся на текущий счёт продавца/исполнителя.
  • Покупатель вносит оплату через банк, для зачисления на счёт ФЛП.

Оплата платёжной картой через POS-терминал не относится к безналичным расчётам (ст. 2 ЗУ «О РРО»).

Как принимать оплаты в интернет-магазине

Эти ФЛП не используют РРО сейчас

Когда заработают программные РРО

ФЛП могут выбрать: использовать аппаратные устройства или программные РРО.

С 1 августа норма об использовании программных РРО заработает.

Использовать можно будет ПО от налоговиков и частных компаний. Тестовые программы от ГНС на сайте — https://prrosto.kmu.gov.ua/

На картинках выглядит прилично, как работает, видно будет с 1 августа.

Сколько стоит программный РРО

Программными РРО предпринимателей обеспечит налоговая, решение будет бесплатным. Его можно будет бесплатно загрузить с сайта налоговой на смартфон, планшет и пр.

Использование тоже бесплатное, т.е. без абонплат.

СПД смогут воспользоваться решениями и других разработчиков, но, скорее всего, они будут платными, или разработать собственное.

ЭЦП для работы с РРО

Регистрация программного РРО будет проводиться через кабинет плательщика путём получения фискального номера, который идентифицирует программный РРО в системе налоговой.

Форма — Заявление о регистрации программного РРО — J/F 1316602 (форма № 1-ПРРО).

Ключ ЭЦП: получение, продление, отмена

При работе с таким РРО предприниматель обязан передавать в налоговую электронные фискальные отчёты и отчётные чеки.

Данные сертификатов ЭЦП вносятся в Реестр программных РРО, т.е. предприниматель должен предоставить уведомление в электронной форме о предоставлении информации о электронной подписи (п. 7 разд. ІІ Порядка Минфина №317). Без регистрации в Реестре использовать ЭЦП для работы с программными РРО нельзя.

Форма для подачи — Уведомление о предоставлении информации относительно квалифицированного сертификата открытого ключа (для сообщений относительно сертификатов открытых ключей, которые применяются в ПРРО) — J/F 1391801.

Электронные чеки

С 01.08.2020 года появится понятие «электронный расчётный документ». А электронные чеки будут приравнены к бумажным.

Электронный расчётный документ на программном РРО создаётся при расчёте, затем продавец отправляет его в налоговую, чек фиксируется на сервере ГНС, ему присваивается фискальный номер из диапазона номеров, сформированных фискальным сервером.

Электронный чек может быть воспроизведён на дисплее классического РРО или дисплее смартфона или планшета, на котором установлен программный РРО, чек может быть и в виде QR-кода. Продавец может прислать покупателю сообщением или на электронную почту, как при продаже в наземном магазине, так и через интернет.

Проблемы с передачей электронного чека могут возникнуть у продавца с покупателями без мобильного телефона, но пока этот вопрос не проработан.

Если купите принтер, электронный чек можно будет распечатать, но это уже дополнительные расходы.

Если нет связи или программный РРО не работает

РРО поломался. В течение дня нужно сообщить об этом налоговой, производителю программного РРО и ЦСО. Не просто позвонить по телефону, а заполнить форму. Проводить расчёты с клиентами до устранения неисправностей нельзя.

Форма — Уведомление об обнаружении неисправностей программного РРО — J/F 1316701 (форма № 2-ПРРО).

Нет связи с сервером ГНС. Можно проводить расчёты, когда нет связи с фискальным сервером налоговой. Правда, для этого надо получить у контролирующего органа диапазон фискальных номеров для чеков.

Форма — Уведомление о проведении расчётных операций в период отсутствия связи между программным РРО и фискальным сервером — J/F 1316901 (форма № 4-ПРРО).

В самих чеках должно быть указано о проведении операции в офлайн-режиме.

После восстановления связи в течение часа надо будет передать в налоговую данные по созданным чекам, а также сообщить в ГНС, в котором часу и в какую дату связь восстановилась.

В офлайн-режиме программный РРО можно использовать не более 36 ч подряд, в месяц не более 168 ч.

Чек РРО и торговля подакцизными товарами

С 1 августа продавцы подакцизных товаров должны указывать код товарной подкатегории УКТ ВЭД, а для этого надо перепрограммировать РРО.

А вот если не запрограммированы наименования подакцизных товаров с указанием кода товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД, цены товара и учёт их количества — штраф буде 5,1 тыс. грн (ст. 17 ЗУ «Об РРО»).

А ещё к админответственности, за такое нарушение, могут привлечь должностных лиц и работников СПД, в случае с предпринимателем — самого ФЛП.

Как изменятся штрафы

Если проверяющие установят нарушения при использовании РРО и программных РРО:

  1. ФЛП проводил через РРО покупку не на полную сумму стоимости товаров/услуг.
  2. Вообще не проводили расчёты через РРО.
  3. Обнаружилось, что сумма наличных на месте расчётов не соответствует сумме из дневного отчёта РРО более чем на 10% размера минзарплаты, установленной на 1 января. Если СПД использует РК — общей сумме продаж по квитанциям с начала рабочего дня.
  4. Невыдача бумажного или электронного чека покупателю. Или проведение расчёта без РК на отдельном объекте СПД.

Сейчас за эти нарушения штрафуют: на 1 грн за первое, а за последующие на 100% стоимости проданного товара.

С 1 августа 2020 года штраф увеличится и составит:

  • 10% стоимости товара за первое нарушение;
  • 50% стоимости товара за повторное.

Штрафы по РРО с 1 января 2021 года:

  • за первое нарушение штраф 100% стоимости проданных с нарушениями товаров (работ, услуг);
  • за каждое последующее — 150% указанной стоимости.

Не ведёте РК, хотя должны, или нарушаете правила её использования, не используете или используете, но не зарегистрированные должным образом — штраф 850 грн.

Не распечатали или не создали в электронном виде контрольную ленту, исказили данные о проведённых операциях в ленте. Штраф — 510 грн (сейчас — 170 грн) (п. 5 ст. 17 ЗУ «Об РРО»).

Проводите расчёты через устройство, в котором не запрограммированы наименования и цены товаров, их количество — штраф остаётся 85 грн.

Если самостоятельно внесли изменения в конструкцию или программное обеспечение РРО, штраф за это будет 5100 грн, а сейчас 1700.

Непредставление отчётности по применению РРО, РК и копий расчётных документов и фискальных отчётных чеков с РРО и/или программных РРО — 510 грн. Было— 170 грн.

Хранение контрольной ленты

С 1 августа 2020 года СПД, которые используют РРО, обязаны:

  • на обычных устройствах — создавать контрольные ленты на РРО (исключение — торговые автоматы) и хранить их в течение 3 лет;
  • на программных РРО — при проведении расчётов в офлайн-режиме хранить расчётные документы, электронные фискальные отчёты и чеки до передачи на сервер налоговой.

Запрограммировать товары

С чем придётся повозится ФЛП, так это с внесением в память программного РРО перечная товаров, которыми он торгует и услуг, которые предоставляет.

В классические РРО номенклатура вносится при первичном программировании, это могут сделать в ЦСО. Если человек ведёт учёт товаров, как минимум должна быть таблица Excel с перечнем, её можно импортировать в кассовый аппарат.

Насколко легко будут внести эти данные в программное РРО, пока непонятно.

Некоторым ФЛП придётся создать базу с нуля.

Учёт товарных запасов

С 1 августа 2020 года СПД, которые уже используют РРО, обязаны вести учёт товарных запасов и продавать товары и услуги, которые отображены в таком учёте.

Эта норма не касается всех подряд, а только ФЛП-единщиков без НДС, которые торгуют технически сложными бытовыми товарами, подлежащими гарантийному ремонту, лекарствами и медизделиями, ювелиркой и уже используют РРО (п. 12. ст. 3 ЗУ «О РРО»).

Вести такой учёт обязана 3-я группа с НДС.

Что это значит: если будет налоговая проверка, надо будет предоставить бумажные или электронные документы; на товары, которые на момент проверки находятся на точке, надо будет предоставить документы, подтверждающие их учёт и происхождение.

Как вести учёт запасов: порядка пока нет. Пока он не появится, вам надо позаботиться о наличии приходных документов на весь товар.

Если учёт с 1 августа не вести и нет приходных документов: в случае проверки вас, скорее всего, оштрафуют. Размер штрафа — двойной стоимости неучтённого товара по цене его реализации, но не менее 170 грн (ст. 20 ЗУ «Об РРО»).

Кешбэк и бесплатный товар покупателю

С 1 января 2021 года заработает норма, по которой, если покупателю чек выдан с нарушением, например на неполную сумму покупки или чек нефискальный, он может пожаловаться на продавца и получить вознаграждение, если жалоба подтвердится.

Подать жалобу можно будет на чек, в котором стоимость товаров больше 850 грн.

Налоговики проведут камеральную проверку в СПД и, если выяснят, что нарушение было, его оштрафуют, а покупатель за счёт такого штрафа получит 100% стоимости приобретённых им с нарушением товаров/услуг. Планируется, что компенсация не будет облагаться НДФЛ и военным сбором.

То есть покупателю останется и товар, и деньги.

Проверить чек покупатель сможет в кабинете плательщика в сервисе поиска фискальных чеков.

Через тот же кабинет плательщика будут создаваться и жалобы, с возможностью приложить сканы подтверждающих документов. Жалобу можно будет подать и на бумаге.